Автомобиль «Москвич-2141»
Это легковое авто, производившееся в СССР и России с 1986 по 2001 год под различными наименованиями. Относится к малому классу, III группе. Имеет кузов «хетчбек» (5 дверей).
Рис.1 «Москвич-2141» образца 1987 года
По статусу данный автомобиль позиционировался как промежуточное решение между ВАЗ и «Волга». Первые экземпляры машины были идеальной версией среднего класса не только для России. Они вызвали интерес в ряде европейских государств и странах СЭВ.
История модели
Работы над созданием принципиально новой модели начались в КБ АЗЛК ещё в начале 70-х годов прошлого века. Установленная конструкторами верхняя планка ТТХ заинтересовала даже ряд ведущих мировых разработчиков. Пример, фирмой «Porsche» было предложено своё видение компоновки автомобиля. Однако дальнейшие работы были свёрнуты в связи с тем, что правительство СССР приняло решение привлечь её для работы с ВАЗ. А оплачивать параллельно две разработки посчитали излишним расточительством.
Конструкторами завода велись самостоятельные работы по моделям серии «С», включая версии С 3-5. Но все проекты были отклонены Минтрансом, так как они кардинально отличались от существовавших. На то время, образцов ведущих автопроизводителей.
Кончилось всё тем, что заводу в ультимативной форме, была поставлена задача, взять за основу модель Simca-Chrysler 1307, которая была признана в 1976 году лучшим автомобилем данного класса, и переделать её максимально близко к оригиналу.
Рис.2 Simca-Chrysler 1307 образца 1976 года
Но сотрудники КБ отказались от прямого плагиата. В результате они смогли создать машину, внешний вид которой напоминал указанную модель. И не более того. Это подтверждается тем, что после начала импорта Млосквич-2141 в страны Европы, не поступило ни одной претензии за нарушение авторских прав.
Первые серийные автомобили появились в 1986 году. Но производство сопровождалось колоссальными сложностями. Во-первых, машина не имела своего двигателя. КБ разработало несколько моделей карбюраторных и дизельных версий, смогло выбить средства на строительство моторного цеха, который, к 1991 году, был готов на 95%. Но, после развала Союза, работы остановились. Всё импортное оборудование разворовали, а на завод повесили кредит в $800 млн, потраченных на его закупку.
Описание
Основным принципиальным отличием модели «Москвич-2141» от линейки ранее выпускавшихся авто явилась передняя подвеска «макферсон», привод на передние колёса.
Автомобиль имел высокую пассивную безопасность (для того периода) благодаря выбранной компоновке, что ставило его, по данному показателю, в ряд с ведущими мировыми брендами.
Главный конструктор отмечал, что от «Симки» в М-2141 остались только профили, которыми уплотняются стёкла, и некоторые элементы крыши.
Несмотря на то, что для нового авто были спроектированы новые 8 и 16 клапанные двигатели, турбодизель, комплектовать их пришлось вазовскими и уфимскими двигателями старых моделей, УЗАМ-331.10 на 1500см3, затем, УЗАМ-3317 (1700) – с 1994 года, УЗАМ-3313 (1800) – с 1996. На отдельные авто ставили двигатель от вазовской шестёрки (1600-1800 см3). Причины указаны выше.
Автомобили, производившиеся на экспорт, начиная с 1989 года, комплектовались американским XLD418 от FORD.
Москвич- 2141 (вся линейка) отличался вместительным салоном, солидным багажным отделением (1,27 м3, при сложенных задних креслах). Пользователи отмечали хорошую работу отопительной системы, «лёгкий» руль, устойчивую управляемость на предельных скоростях.
Машина существенно выигрывала у российских аналогов иных производителей при движении по грязным и заснеженным дорогам.
Современный внешний вид, заваленная по ходу задняя стойка крыши, отсутствие дворника на заднем стекле (в силу отсутствия потребности в нём, так как аэродинамика кузова полностью сдувала при движении грязь и воду).
После первой модернизации автомобиль стал ещё более импозантным снаружи.
Рис.3 Интерьер салона «Москвич-2141»
Интерьер салона, по нынешним критериям, достаточно скромен. Рулевое колесо большого диаметра, с тонким ободом и парой спиц, аналоговые приборы по минимуму, центральная прямоугольная консоль с рядом вспомогательных кнопок, ползунками отопления, дефлектором вентиляции.
Сам салон отделан пластиком. В ряде моделей применялась синтетика (пример, пенополиуретан). Сиденья 1 и 2 ряда бесформенные и не очень удобные.
Следующей стадией модернизации должен был стать «Святогор». Работы дошли до демонстрационного макета.
Рис.4 «Святогор»
Однако были свёрнуты новым руководством завода, как неперспективные. Вместо него, с 1997 года, начали усиленно продвигать машины среднего класса «княжеской» серии: «Юрий Долгорукий» с удлинённым кузовом «хэтчбек», «Князь Владимир» — удлинённый седан. Модели изготавливались мелкой серией и спросом не пользовались.
Рис.5 «Юрий Долгорукий»
Увеличенный клиренс М-2141, качественная загрузка передней оси позволили добиться меньшего расхода топлива и уменьшения массы по сравнению с «Симкой».
Судьба
Чехарда с руководством завода, дефолт 1998 года привели к тому, что вместо планомерной работы при грамотном руководстве, завод лихорадило от непродуманных решений, убивающих модель и предприятие в целом.
Первые машины были предложены потребителям по цене 8500 рублей, что, с учётом качества и визуальной привлекательности М-2141, делало их более привлекательными, чем вазовские модели того периода. Однако централизованное ценообразование привело к тому, что последние машины «княжеской» серии, которые уже позиционировались как модели представительского класса, подорожали до 23000-47000. В совокупности с резко упавшим качеством, непроработанными техническими решениями, всё это привело к свёртыванию производства. На начало 2000 года на заводских площадках хранения скопилось свыше 9000 авто. За весь 2001 год предприятие произвело 800 машин (для выхода на минимальную рентабельность, необходим объём в 40000 единиц). В 2002 году завод был закрыт.