История автомобиля «Москвич – 2140»
Россияне старших возрастов прекрасно помнят данный автомобиль. Работы над его созданием начались в 1975 году, с целью восстановления конкурентоспособного спроса на автомобили АЗЛК, так как предыдущие модель, «Москвич-412» разработанная в начале 60-х годов, морально и технически, устарела. Резко сократился импорт.
Рис.1 Москвич – 2140 образца 1976 года
История модели
КБ завода планировало создать на замену принципиально новый автомобиль, нечто среднее между выпускаемой моделью и «Волгой». Экспериментальные разработки представляли собой Москвичи серий 3-5 и «С», выпущенные в незначительных количествах. В это время на европейских рынках подобные модели были широко распространены и соответствовали классу «Mittelklasse» (среднему). В качестве примера такого автомобиля можно назвать BMW 5 с корпусом Е12. Именно эту версию брали за основу заводские конструкторы. В настоящее время это авто сегмента D.
По плану новая модель должна была выйти на серийное производство к 1975 году. Однако заключённые договорённости по строительству ВАЗ, отсутствие необходимого финансирования реконструкции производственной базы, позиция Минтранса привели к тому, что завод жёстко ограничили в возможностях, поручив провести модернизацию имеющихся базовых образцов, «Москвич-408» и «Москвич-412».
Работы по второму варианту велись в рамках заводского проекта «Москвич-1500». Они позволили добавить машине немного комфорта, освежить её визуально, ограничившись преимущественно изменениями косметического характера.
Описание
Новый автомобиль, получивший заводское обозначение АЗЛК-2140 и торговую марку «Москвич-1500» начали производить серийно с 1976 года. Данное авто относилось к малому классу III группы, получило кузов седан с 4 дверями, было рассчитано на перевозку 4 человек. Автомобиль имел переднее расположение двигателя и задний привод (от наработок заводского КБ в переднеприводной версии вынужденно отказались по требованию Минтранса). Колёсная формула 4*2. Машина была способна перевозить до 400 кг груза (4 человека и 50 кг в багажнике, либо 5 человек).
Рис.2 Москвич-2140 1979 года выпуска
Серийные автомобили комплектовались двигателем УЗАМ-412 мощностью 75 л.с., механической четырёхскоростной коробкой и имела топливный бак на 46 л.
В рамках модернизации кузовные панели остались неизменными, поменялись только крышка багажника и капот. Все основы кузова остались прежними, от модели 412.
Рис.3 Салон М-2140 SL
Кардинальной переработке подвергся интерьер салона. Конструкторы завода создали новую панель, отличающуюся повышенной травмобезопасностью, установили новый руль, изменили комбинацию и внешний вид приборов, циферблаты которых стали круглыми. Машины комплектовались сидениями новой конструкции, поменялась обивка последних, отделка салона, ряд иных деталей.
В систему освещения «Москвич-2140» дополнительно ввели аварийную сигнализацию. Была реализована схема, позволявшая поворотникам и стоп-сигналам днём гореть ярче, чем ночью. Причём переключался режим автоматически, как только включалось наружное освещение.
В процессе производства произошла замена карбюраторного двигателя УЗАМ-412 на ДААЗ-2101-412, затем на ДААЗ-2140.
Переработали тормозную систему, смонтировав дисковые тормоза на передних колёсах, каждая скоба которых имела вакуумный усилитель, 2 пары цилиндров. Эти детали изготавливались по лицензии британского производителя Girling.
Новый Москвич получил (для большинства моделей) радиальные шины со встроенным металлокордом.
Полный переход на новую конструкцию происходил постепенно. Автомобили выпускались с использованием деталей от 412 версией, с постепенным отказом от их использования.
Автомобиль имел двигатель, подвеску, полностью отвечающие мировому уровню (на тот момент), однако катастрофически проигрывал ВАЗ в дизайне и комфорте.
Рис.4 Москвич-2149 «Люкс» (SL)
Попыткой частично исправить подобное положение дел явилась разработка и организация серийного производства люксовой версии (1981 год), имевшей маркировку 2140-117 и дополнительное обозначение SL. Подавляющее большинство этих автомобилей шло на экспорт.
Однако принципиального прорыва ни на внешнем, ни на внутреннем рынке совершить не удалось. И в 1988 году Москвич – 2140 был полностью снят с производства. Вместо него на конвейер вышла модель 2141.
Сравнение с иностранными моделями
На момент своего создания версия 2140 по таким показателям, как скорость, экономичность, динамика, практически не уступала популярным моделям лидеров автомобилестроения Европы, ФИАТ, «Рено».
Для подтверждения приведём несколько цифр:
- условная скорость MAX (2114) – 142, 5 км/час, что соответствует показателю модели «Рено-16ТС» с двигателем большей мощности (83 против 75 л.с.);
Рис.5 Renault 16 TS
- приёмистость (с полной нагрузкой) – для 2140 80 км/час достигал за 11,8 сек, 100 км/час – за 18,4 сек.
Для 16ТС эти показатели соответственно равны 15,3 сек. 23,0 сек
Ford Taurus на 100 км/час выходил за 18 сек.
- Расход топлива (по нормативу DIN-70030) на 100 км для 2140 – 11,0 л; для 16ТС – 11,6; для «Форд Таурус» — 10,2.
Судьба
Изучение наработок заводского КБ указывает на то, что завод имел потенциал для создания прорывного отечественного автомобиля Примеры:
- первыми в Европе начали разрабатывать переднеприводную версию, доведя работу до опытной модели;
- первыми в России использовали окраску кузовов «металлик» в её современной версии;
- первыми ввели автомат, изменяющий яркость свечения поворотников и стоп-сигналов в зависимости от времени суток;
- вели активные работы по созданию внедорожника на базе сельского варианта, М21406.
Рис.6 Москвич 21406
Этот перечень можно продолжить.
Однако позиция ЦК КПСС, Минтранса СССР, сделавших ставку на ВАЗ и отказывающих заводу в достаточном финансировании НИОКР и реконструкции производственных мощностей, требование постоянно наращивать количество выпускаемых авто, повлияли на судьбу 2140 весьма негативно. Спрос на него стал резко падать в силу снижения качества автомобиля, возникновения проблем с запчастями, возможностью выбора между продукцией АЗЛК и ВАЗ.
Заключение
Создание и организация производства «Москвич 2140» позволила модели почти 15 лет продержаться на рынке. Но это была «пиррова победа». В 1984 году свыше 90% выпущенных автомобилей остались на заводских площадках хранения. Поэтому в 1988 году модель сняли с производства. За годы выпуска было изготовлено 818000 «Москвич-2140» различных модификаций.